Балет с приключениями: как Анна Павлова по миру странствовала

Легендарная Анна Павлова объездила с гастролями весь мир. Ее балетная труппа выступала и в Новой Зеландии, и в Мексике, и в Южной Африке. В 1928 году восточное турне балерины продлилось целых девять месяцев. Оно началось в Египте, а затем Павлова и ее спутники побывали в Индии, Бирме, Сингапуре Австралии и на острове Ява. Специально для Vokrugsveta.ru проект о культуре «Не придумали!» собрал пять интересных и местами курьезных историй, которые случились во время гастролей знаменитой балерины в разных уголках света.

Индия: страна советов

Анна Павлова обожала все восточное и особенно любила Индию: от ее захватывающей природы до ярких национальных костюмов. Балерина уверяла, что готова была бы прожить в Индии всю жизнь.

Балет с приключениями: как Анна Павлова по миру странствовала

В 1928 году Виктор Дандре, администратор труппы и возлюбленный Павловой, предложил исполнить в Индии балет «Восточные впечатления». Балерина поначалу опасалась показывать эту постановку индусам: в нее входили индийские национальные танцы, адаптированные для европейской публики, а также сцена традиционного свадебного обряда. Но все прошло как нельзя удачнее. Публика оценила интерес иностранной звезды к индийской культуре. Постановка имела такой успех, что балет пришлось давать ежедневно.

При этом многие зрители, которые подходили к Павловой после спектакля, чтобы поблагодарить за выступление, считали своим долгом указать на неточности в сцене с индийской свадьбой. Один советчик настаивал, что жених обязательно должен держать в правой руке кокосовый орех. Другие гостьи балерины рассказали, что сетка из жасминовых лепестков, закрывающая лицо невесты, у Павловой была сделана неправильно.

К следующему спектаклю сетку переделали, а жених сидел с кокосом в руке. Но после этого выступления пришли другие индийцы и начали протестовать против нововведений — потому что сетка изначально была правильной, а обычай держать кокос существовал только в одном регионе страны. Подобные истории случались после каждого показа, пока Павлова не решила вернуть постановку к первоначальному варианту и перестать прислушиваться к бесконечным наставлениям.

Читайте также

Южная Африка: танцевальный батл зулусов

В Южной Африке Анне Павловой довелось побывать в центре добычи золота — городе Йоханнесбурге. Здесь жили многочисленные рабочие из разных африканских племен, а их любимым развлечением были состязания танцоров. В честь приезда знаменитой балерины одна из золотопромышленных компаний устроила большой праздник: на площадке построили трибуны, пригласили оркестр, игравший на национальных инструментах, а перед гостями выступали 300 зулусов в боевых костюмах с перьями, копьями и щитами. Солистами выступали два вождя.

«Впечатление было громадное от дикости и силы этих воинов, будто в самом деле приходивших в ярость, впадавших почти в безумие»

Виктор Дандре

из книги «Моя жена — Анна Павлова»

Перед демонстрацией танцев Павловой один из служащих золотопромышленной компании подозвал вождя, который считался лучшим танцором, и попросил передать его людям, чтобы они постарались на славу — ведь на них будет смотреть самая великая танцовщица в мире. Вождь на это ответил: «Как же она может так думать о себе, когда она еще не видела меня?» Но, завершив выступление, оба вождя торжественно приветствовали балерину и вручили ей ценные подарки: почетный щит и копье.

Фрагменты того самого танца зулусов и момент вручения Павловой богатых даров сохранились в кинохронике

Читайте также

Северная Америка: полцарства за осла

Иногда для представления было недостаточно артистов и декораций. Например, в балете «Дон Кихот» на сцену должны были выйти настоящие лошадь и осел. Особенно много курьезов с животными возникало во время гастролей по Северной Америке.

Балет с приключениями: как Анна Павлова по миру странствовала

Местным менеджерам заранее отправляли письма с просьбой предоставить животных для спектакля, но на месте регулярно обнаруживалось, что в городе не нашлось ни одного осла, так что вся надежда оставалась только на местные зоосады, которые иногда одалживали ослов в обмен на несколько билетов на балет. Однако эти животные были совсем не приучены к тому, что на них кто-то может сидеть верхом, поэтому брыкались или вовсе отказывались выходить на сцену, вследствие чего Санчо Панса не раз появлялся перед зрителями пешим.

В одном из городов не удалось добыть даже строптивого ослика, и местный бутафор предложил заменить его на пони, надев на него чехлы в виде ослиных ушей. Идея, правда, так и не была реализована, потому что никто не придумал, что делать с пышным хвостом пони.

Возникали сложности и с лошадьми. Дон-Кихотовский Росинант должен был быть довольно тощим. В Кливленде же труппе привели белого коня — такого мощного, что Дон Кихот с трудом мог обхватить его ногами.

Не везло, надо сказать, не только балетной труппе. В один из сезонов Павлова поехала в турне по Северной Америке со своим танцорами и с бостонской «Оперой». Артисты давали смешанные спектакли. В Далласе первой играли оперу «Паяцы», за ней шел балет. Герой оперы выезжал на городскую площадь на ослике. Тот заартачился, и хористам пришлось буквально выпихивать повозку на сцену. Опера продолжилась, подошло время выводить осла со сцены, но тот снова отказался идти. Солист, проклиная все на свете, с большим трудом взвалил осла на собственные плечи и героически ушел за кулисы вместе с ним.

Читайте также

Мексика: летающие сомбреро

Особенное впечатление на Анну Павлову в Мексике произвели местные жители, трепетно сохраняющие свою культуру и национальный колорит.

«Музыкальность и артистичность этих людей, искусство, с которым они делают разные безделушки из дерева и соломы, уменье разрисовывать в удивительно красивых тонах свои домотканые материи, расцвечивать их красками, добываемыми из соков растений и фруктов страны, добродушие с хитрецой, напоминающее наших малороссов, природная веселость и любовь к танцам и музыке вызывали к мексиканцам большую симпатию»

Виктор Дандре

из книги «Моя жена — Анна Павлова»

В городе Мехико до приезда труппы Павловой не видели классического балета и, конечно, он произвел на местных огромное впечатление.

Спектакли давали в «Плаца де Торос» — на грандиозной открытой арене, где традиционно проходили бои быков. Для выступления балетной звезды построили сцену, установили леса, на которых крепились декорации, поставили прожекторы, построили помещение для оркестра. На спектакль Павловой собралось 32 тысячи человек. Балерина волновалась, как ее примет это «людское море», местные импресарио боялись, что пойдет дождь и зрителям придется возвращать деньги. Однако природа была благосклонна и спектакль прошел с огромным успехом.

Павловой очень понравились народные мексиканские танцы. Узнав об этом, местные энтузиасты решили обучить им балерину. Та с радостью согласилась, хотя это оказалось непросто. Особенность мексиканских танцев заключалась в выворачивании ступней, и Павловой, ноги которой привыкли к классическому балету, было трудно. Тогда она решила стилизовать танцы и исполнять их на пальцах. Результат уроков Павлова и несколько артистов из ее труппы продемонстрировали на сцене — успех был невероятный. Свое восхищение мексиканцы выражали, бросая на сцену сомбреро. В тот вечер к ногам Павловой прилетело больше 12 широкополых шляп.

Читайте также

Цейлон: (не)дружелюбный слон

Возвращаясь с австралийских гастролей в Европу, труппа Анны Павловой заехала на остров Цейлон (сейчас это Шри-Ланка) и остановилась в столичном городе Коломбо. В ожидании парохода артисты провели на Цейлоне два дня. Им посоветовали воспользоваться свободным временем и осмотреть древний город Канди с его буддийскими храмами и великолепными природными достопримечательностями.

В Канди Павловой повезло случайно попасть на ежегодный праздник в честь Будды: балерина увидела грандиозную процессию, которая двигалась через весь город. Вместе с людьми в старинных костюмах по белым дорожкам шествовали слоны. Местный гид труппы, доктор, познакомил Павлову с танцорами, которые участвовали в процессии: вечером в саду они показали артистам балета целое представление.

«По окончании, когда Анна Павловна уже уходила, старший танцор, подойдя к ней, поцеловал подол ее платья и сказал несколько слов. Анне Павловне их перевели. От имени своих танцоров он выражал Анне Павловне почтение как своей великой сестре»

Виктор Дандре

из книги «Моя жена — Анна Павлова»

Возвращаясь в Коломбо, Павлова и Дандре увидели на дороге индуса верхом на слоне. Они остановили автомобиль и попросили сделать фотографию. Слон был настроен радушно и позволил угостить себя бисквитами. Его хозяин предложил Дандре прокатиться. Он отказался, а вот сама Павлова захотела проехаться: балерина любила животных и всегда находила с ними общий язык.

Однако слон оказался исключением. Хозяин животного объяснил, что слон-самец не позволит женщине им управлять. Так ли это было на самом деле — загадка, но факт остается фактом: слон забеспокоился, стал пятиться и подойти ближе Павловой не дал.

Источник

Добавить комментарий