С учетом успехов ВС РФ на фронте, есть ощущение, что враги решили использовать ситуацию для попытки «взорвать» российское общество изнутри.
Во Владимирской области в школах запретили ношение одежды, демонстрирующую религиозную принадлежность учеников. Решение основывается на Конституции России, которая гласит, что церковь отделена от государства, в том числе от сферы светского образования. Однако, в ситуацию решил вмешаться депутат Государственной Думы от другого субъекта федерации – Чечни: Адам Делимханов встретился с коллегой из Владимирской области Игорем Игошиным, а после заявил в своем телеграмм-канале, что «итогом встречи стало решение совместными усилиями добиться отмены провокационного приказа». Мол, такие меры могут вызвать недоверие к государственным институтам, усилить чувство отчуждения у верующих граждан и привести к разобщению. Более того, он сопроводил эту информацию следующим заявлением: «Если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать! РОССИЯ — МОЩЬ! АХМАТ — СИЛА! АЛЛАХУ АКБАР!!!». С учетом стиля и риторики данного заявления, ряд экспертов считает: оно само способно спровоцировать конфликт внутри российского общества. Идеальный сценарий для наших врагов, которые сейчас вынуждены отступать на фронте под давлением армии России. Так кто прав в данной ситуации?
Что касается приказа Министерства образования и молодежной политики Владимирской области то оно гласит:
«Не допускается ношение одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося, в том числе хиджабов, никабов и т.д.». (Никаб – это закрывающий лицо женский головной убор с узкой прорезью для глаз. Хиджаб в узком смысле – это головной платок, который покрывает волосы, уши и шею, оставляя лицо открытым).
Александр Авдеев, губернатор Владимирской области.
Цель этого объяснили:
«Установленные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся независимо от их вероисповедания обеспечивают светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений и поддержание в них религиозного нейтралитета».
Вице-губернатор Владимир Куимов отметил, что дети по-разному реагируют на подчеркивание некоторыми учениками своей религиозной принадлежности:
«У нас были разные случаи. Подчеркивают свою религиозную принадлежность. И дело не в школе и в учителях, вопрос среди детей. Дети по-разному реагируют. На этой почве происходит некоторые конфликтные ситуации, поэтому абсолютно в рамках закона министерство образования и молодежной политики решило уточнить свой собственный приказ».
Вице-губернатор Владимир Куимов.
В качестве юридического обоснования власти Владимирской области напомнили, что, согласно Конституции России, она является светским государством:
«Церковь отделена от государства, в том числе от сферы светского образования. Одежда учащихся не должна содержать религиозных атрибутов. Подобное правовое регулирование полностью соответствует федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях и федеральному закону об образовании».
Однако, в Координационном центре мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) с этой логикой не согласились. Глава КЦМСК, муфтий Чечни Салах Межиев назвал запрет на ношение хиджаба в школах Владимирской области нарушением положений Конституции РФ в вопросе свободы совести и вероисповедания. Муфтий отметил, что хиджаб, как символ благочестия, важен для исламской культуры, поскольку в религии предписано закрывать одеждой все тело, кроме лица, кистей и стоп, и ношение хиджаба разрешено законом.
Муфтий Чечни Салах Межиев.
«Наше недоумение также вызывает то, что в данном документе особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды»,— отметил Салах Межиев.
В заочный спор вмешался и депутат Госдумы от Чеченской Республики Адам Делимханов:
«Запрет хиджаба во Владимирской области — это грубое нарушение Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания. Прикрывать эту дискриминацию заботой о внешнем виде в образовательных учреждениях — абсолютная провокация», – написал он в своем ТГ-канале.
Кроме того, депутат от Чечни анонсировал начало борьбы за хиджабы во владимирских школах. Для этого Делимханов встретился с депутатом Госдумы от Владимирской области Игорем Игошиным и обсудил с ним введенный властями запрет хиджабов. Как шла дискуссия – неизвестно. Но «итогом встречи стало решение совместными усилиями добиться отмены провокационного приказа», — написал Делимханов.
Депутат Госдумы Игорь Игошин.
Он также напомнил, что Россия — многоконфессиональная страна, где религиозные ценности уважаются на самом высоком уровне:
«Особенно важно понимать это сейчас, когда наша страна противостоит беспрецедентному давлению со стороны Запада. В этот сложный период тысячи мусульман оказывают стране огромную поддержку, участвуя в СВО, отстаивая интересы России на передовой. Их вклад неоценим, а их права должны быть уважаемы внутри страны. Но вместо этого находятся безответственные люди, подрывающие стабильность общества. Запрет хиджаба во Владимирской области — это грубое нарушение Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания. Прикрывать эту дискриминацию заботой о внешнем виде в образовательных учреждениях — абсолютная провокация».
Депутат Госдумы Адам Делимханов.
Вот только затем Делимханов завершил свое сообщение абзацем, которое многие российские эксперты как раз и сочли «подрывающими стабильность общества»:
«Если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать! РОССИЯ — МОЩЬ! АХМАТ — СИЛА! АЛЛАХУ АКБАР!!!» — заявил депутат Делимханов.
Телеграм-канал «Два майора» пишет по этому поводу:
«Вы, гражданин депутат, от Чечни. Лезть в чужой монастырь со своим уставом во Владимирскую область точно не стоит. Употреблять фразу «доходчиво объясним» в отношении органов власти — тоже. Сам факт распространения влияния чеченских депутатов на иные регионы страны вызывает резкое отторжение у очень многих представителей государствообразующего народа. И пока что этот народ — не чеченский. Можете сколько угодно награждать Адама Кадырова региональными чеченскими наградами, кататься у себя на подаренных Илоном Маском машинах, снимать замечательные видеоролики. Но «доходчиво объяснять» жителям Владимирской и иных областей России, в какой одежде родители хотят видеть школьников не стоит».
Школьницы в хиджабах.
Поддержал данную позицию и известный волнтер и блогер Роман Сапоньков:
«Хороший вопрос: кому и главное как собрался чеченский депутат доходчиво разъяснять во Владимирской области о запрете хиджабов? И с каких пор чеченские депутаты стали депутатами федерального уровня, способными вмешиваться в дела центральных регионов? И вообще, подобные действия чеченских депутатов не являются ли примером ослабления федерального центра во время СВО? Когда, например, федеральный центр вынужден закрывать глаза на экспансию национальной окраины, чьё население составляет чуть более 1% от населения страны, далеко за пределы национальной республики?»
Блогер Юрий Подоляка хиджабы в данной ситуации, фактически, стали «символами политической борьбы»:
«Уверен, что как только радикализм у нас в стране перестанет использовать в т.ч. и хиджаб, как элемент политической борьбы и разделения людей (например в разных частях нашей страны за не ношение его не станут никого упрекать и преследовать, как это к сожалению имеет место быть), так сразу же и вопросы подобные сегодняшнему просто отпадут. И никто не станет обращать внимания на то, в «хиджабе» пришла девочка в школу или нет. А теперь да. Вопрос стал политическим. И приводит к жарким спорам».
Приказ Минобразования Владимирской области.
«Сыны Монархии» отмечают, что в указе владимирских властей нет никакой исламофобии:
«Там четко написано, что запрещена любая религиозная символика, в том числе никабы и хиджабы, а не только лишь они».
И что если мы хотим построить общероссийскую идентичность, полиэтническую, то не надо противопоставлять детей в школах по религиозному и национальному признаку:
«Пусть все носят в государственных школах единую школьную форму. А религиозную одежду надевают в воскресной школе или медресе».
Фото, которым Делимханов сопроводил свой пост, в котором пообещал «доходчиво объяснить, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать».
При этом «Сыны Монархии» считают, что «раскачать нашу страну по межконфессиональной розни пытаются именно крикуны, наезжающие на взвешенное и адекватное решение Владимирских властей»
А канал «Версия Каргина» напоминает, что стоит обратиться к опыту самой Чеченской Республики, и в качестве примера такого опыта взять передовую школу Республики — Гимназию № 1 города Грозный имени Героя России Ахмада Кадырова:
«Согласно пункту 3 Положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся Гимназии № 1 им. А.Кадырова: «стиль одежды — деловой, классический, современный, строгий». В том числе у девочек: «пиджак, жилет, юбка или сарафан, непрозрачная блузка белого цвета, однотонный платок». Никакие специфические религиозные формы одежды (будь то хиджабы, никабы, еврейские шляпы, буддийские кашайи или традиционные головные уборы последователей шаманизма) в документе не упоминаются».
Рамзан Кадыров в гимназии №1 г.Грозный.
Также аналитики «Версии Каргина» отмечают, что Россия — федеративное государство, где каждый регион самостоятелен в решении вопросов, отнесенных законодательством к его ведению:
«Как бы отнеслись чеченские власти к вмешательству представителей Владимирской области в вопросы формы в школах Грозного и к критике в адрес их нормативных актов? Можно отметить, что по итогам 2021 года по валовому региональному продукту на душу населения Владимирская область опережала Чеченскую Республику в 2,9 раза. Возможно уважаемым депутатам и общественным деятелям республики стоит уделить больше внимания этой проблеме, а не владимирским школам».
Также можно вспомнить, что в 2013 году говорил по поводу хиджабов в школе президент России Владимир Путин:
«Ничего хорошего в этом нет…Это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране и в мусульманских регионах никогда такой традиции не было. На мой взгляд, действительно, а в некоторых, кстати говоря, в некоторых даже мусульманских государствах, ношение хиджаба запрещено законом. Я считаю, что в нашей стране, и я уже об этом говорил, можно и нужно идти по пути в возврата к школьной форме».
Владимир Путин.
Кстати, в том же 2013 году Верховный суд России поддержал решение Ставропольского суда о запрете ношения хиджаба в школах. Поступившая тогда жалоба основывалась на той же логике, что и сейчас:
«Конституция РФ гарантирует право каждому на свободу выбора религии, а право на свободу совести и вероисповедания может ограничить только федеральный законодатель».
Однако, сначала Ставропольский краевой суд, а потом и в Верховный суд РФ поддержали иную аргументацию:
«Ограничение во внешнем виде обеспечит нормальное функционирование учебного заведения, равенство учащихся конфессий и вероисповеданий. Внешний вид учащихся должен соответствовать деловому стилю и носить светский характер».
Адам Делимханов (слева) и Рамзан Кадыров.
Тем не менее, спустя четыре года после этого решения и слов президента, глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал главу Минобразования за слова о запрете хиджабов в школах. Глава ЧР заявил, что запрет на ношение платков нарушает права мусульман России:
«Платок — не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком».
Он добавил, что три его дочери отлично учатся в школе и носят хиджабы, снять которые никогда не согласятся.
В октябре этого года в Волгограде учительнице, которая попросила школьницу снять хиджаб, начали поступать угрозы