Раскрыли загадку кодирования наркологов от алкоголя: не читайте, если не хотите «расколдоваться»

Раскрыли загадку кодирования наркологов от алкоголя: не читайте, если не хотите «расколдоваться»

Зависимость есть только одна. От себя самого.

На осенней сессии Госдумы, в числе множества прочих инициатив, депутат – коммунист, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный допустил, что в перспективе в России будет введено ограничение на продажу крепкого алкоголя до 21 года. По его словам, обсуждения вопроса о поднятии возраста продажи крепкого алкоголя идут уже последние лет десять.

«Даже соответствующий законопроект в думской базе находится. Мне кажется, в рамках постепенного давления на тех, кто неумеренно потребляет алкоголь, эта мера все-таки будет реализована. Не сейчас, может быть, не через год, не через два, но в перспективе мы к этому придем», — сказал он в беседе с Lenta.Ru.

Раскрыли загадку кодирования наркологов от алкоголя: не читайте, если не хотите «расколдоваться»

Отметим, что по специальности, скажем так, «по диплому» Куринный врач-хирург и кандидат медицинских наук.

Не буду напоминать, что подобное в нашей стране уже было (пусть и страна называлась СССР). В приснопамятном 1985 году, когда был принят пресловутый «горбачевский закон». И параллели напрашиваются, мягко скажем, весьма, печальные. Тогда помнится приходили ребята, отслужившие в Афганистане, имеющие награды, вплоть до высшего звания героя Советского Союза, но вот возраст был 20 лет, и их не пускали в заведения, как не достигших нужного возраста. Задавался резонный вопрос: «Почему умирать за Родину на войне можно, а зайти в бар или ресторан или купить вино в магазине, нельзя?» Впрочем, это тема другой статьи. Сейчас же речь о другом.

После этого заявления в поддержку принятия подобного законопроекта высказались само собой коллеги Куринного, но не по депутатскому а по врачебному корпусу. Это были, в основном, комментарии по ТВ – каналам, в телеграмм – каналах, по радио, печатных СМИ. Львиная доля экспертов, предсказуемо рассказывала разного рода «пугалки» и «страшилки» о ситуации с алкоголизмом в нашей стране (те самые утверждения о «пьющих россиянах», что распространены уже много лет во всем мире). И что показательно, многие из них были представителями разного рода наркологических клиник и центров. И в этих самых комментариях и выступлениях – обсуждениях в студиях, так ненавязчиво рассказывалось об услугах подобных организаций, где говорилось о «новейших технологиях кодирования», которые помогут преодолеть зависимость навсегда или на годы, и восстановить полноценную жизнь и здоровье.

Ну для начала, отметим, что широко распространённое мнение, о русских как об одной из самых пьющих наций – миф. И об этом уже знает достаточное количество людей, которое в нынешний век, может получить любую информацию, да и поездило по миру, тоже миллионы людей и видели всё собственными глазами. Хотя и официальная статистика, которая, прямо скажем, работает на медиков и преувеличивает опасность, тоже отрицает факт, что россияне выделяются на фоне других наций. Можете ознакомиться, например, с этим материалом.

Раскрыли загадку кодирования наркологов от алкоголя: не читайте, если не хотите «расколдоваться»

Что же касается такой панацеи, как кодирование, то для начала некоторые примеры из личного опыта. Сразу оговорюсь, что само собой выражаю личное мнение, основанное с высоты прожитых лет (разменял шестой десяток) и сорокалетнего опыта работы в журналистике, которая до последнего времени (до 2019 года точно) предполагала постоянное общение с людьми, самого разного социального слоя, в самых разных местах. Президенты и короли, бомжи и заключенные, дворцы и ночлежки, крупные города и практически заброшенные деревни, яранги Крайнего Севера и пляжи жарких курортов, армия, «горячие точки», спортсмены, медики, смертельно больные, раненые, учёные и совсем не умеющие даже читать. Умирающие в морге и на собственных руках, друзья, родственники и совсем незнакомые люди. Благодарен профессии, которая дала и продолжает давать возможность постигать практически все сферы жизни и иметь о них представление.

Так вот, несколько десятилетий, общаясь с людьми, которые, скажем так, имеют проблемы с «употреблением», всегда старался им донести мысль, что не поможет НИЧЕГО, если человек этого не захочет. И НИКАКОЙ врач не поможет чисто медицинским лечением. И что тот же алкоголизм – никакая не БОЛЕЗНЬ, а личная ЗАВИСИМОСТЬ каждого индивида. Причем речь идет не только об алкоголе. Та самая зависимость может быть к чему угодно. И человек просто не думает, что может быть как-то по-иному.

Но, человек, обычно хочет (и в ряде момент автор этих строк не исключение), чтобы его проблемы решил кто-то другой. Или же она рассосалась сама собой.

И в случае с тем же алкоголизмом, врач как раз представляется пациенту как личность, наделённая особенной, мистической властью над зависимостью

До определенного момента, автор этих строк, также смотрел на медиков, что называется, открыв рот. Однако, с годами, общаясь с медиками, мнение резко поменял. Обратите внимание, что, когда врач не может помочь, у него наготове всегда есть фраза: одному этот метод помогает, а другому – нет. Организм же – индивидуален. Так и я могу лечить! Позиция и аргументы беспроигрышные. При этом никаких претензий к медикам нет и быть не может. Просто человек должен избавиться от иллюзий и смотреть на врача, в некоторых ситуациях как на помощника, но не как не панацею.

Но дело в том, что сложившаяся ситуация, как в целом, так и с тем же кодированием выгодна обеим сторонам. Пациенту в случае срыва есть на кого свалить и оправдать свою, прямо скажем слабость и безволие, а врачу выгодно, чтобы пациент приходил в клинику, и делал различные наркологические процедуры (как правило платные) и верил в формулу, что алкоголизм = болезнь, которую уберет только медик.

Все мои доводы и убеждения людей, что всё зависит только от них, парировались как им казалось, «убийственным аргументом», что советчик не является профессиональным медиком.

Ну что ж, процитируем тогда небольшой отрывок из книги профессионального практикующего врача – нарколога, аддиктолога (специалиста, который занимается диагностикой, лечением и реабилитацией людей, страдающих от различных форм зависимости) Марата Агиняна «Зависимость и ее человек».

Опять же, соблюдая все юридические и другие нормы часть книги имеется в свободном доступе

Итак:

 «Однажды я подошел к своему куратору:

— Научите меня кодировать.

Я боялся, что он откажет, ведь я просил нечто большее, чем научить навыкам врачевания. Кодирование казалось «тайным знанием». О нем не было ни слова в пособиях по наркологии. Нет, я не до такой̆ степени был наивен, чтобы полагать, будто кодирование — эзотерическая способность, которая позволяет наркологу проникать в страждущий̆ мозг аддикта-бедолаги и чинить там то, что сломалось. Я полагал (и был близок к истине), что кодирование — это остроумная уловка, позволяющая наркологу внушить зависимым уверенность в том, что они не хотят или не могут выпивать. Но уловка оказалась обескураживающе примитивной̆ и циничной̆

— Тут ничего особенного нет, — сказал мне куратор. — Рассказываешь больному сказку и вводишь любой̆ препарат.

— И все?

— В общем-то да. Сказка должна быть хорошей̆.

— А препарат?

— Принято вводить что-то такое, что вызывает крайне неприятные ощущения, но при этом не вредно для здоровья. Обычно применяют магния сульфат или никотиновую кислоту. Внутривенно. Или пирогенал.

— Получается, зависимым помогает… сказка?

— Если она хорошо рассказана, то да.

— Неужели они в это верят?

— Ну, ведь верят же они, что, выпивая, будут лучше себя чувствовать? Верят. Несмотря на тяжелые последствия наутро и вполне очевидные потери в разных сферах жизни. Одно это уже говорит об очень сильной наивности алкоголиков.

— Но ведь сказка и препарат — это обман!

— А алкоголь — это не обман? Алкоголик живет в обмане. Он не переносит правды. Быть нормальным — значит отвечать за свои действия и бездействие, работать, заботиться о себе и близких, переносить житейские трудности и жизненные испытания, целеполагать и планировать, взрослеть, стареть и умирать

Он этого не выдержит. Он на это не согласен. Он предпочитает пить, чтобы избежать предельно ясного осознания того, что жизнь от него требует направленных усилий. Ему проще впадать в алкогольное опьянение, чтобы не испытывать тяжесть жизни, обманывая себя, что все хорошо. Так почему бы нам его не обмануть ему же во благо? Почему бы не прибегнуть к абсолютно безвредной̆ уловке, чтобы помочь ему побыть в трезвости? Хоть ненадолго, хоть на полгода или год? Ведь это тоже неплохо»

И далее

«Кодирование коммерчески выгодно наркологам. Мои коллеги назначают порой̆ самые нескромные цены за свои сказочные услуги. Кодирование выгодно и алкоголикам. Выгодно психологически: при срыве есть кого винить. Возможно, именно поэтому миф о кодировании оказался столь живучим. Критике кодирования сопротивляются как наркологи, так и пациенты: ни тем, ни другим не хочется терять свою выгоду».

Раскрыли загадку кодирования наркологов от алкоголя: не читайте, если не хотите «расколдоваться»

То есть врач в своей книге подтвердил то, до чего автор этот строк дошел сам и говорил своим знакомым. Более того, врача, как и журналиста, поразило огромное количество желающих полежать под капельницей, чтобы немного прийти в себя и идти пить дальше. Эти люди использовали медицину как способ поддерживать себя в форме, но лишь для того, чтобы оставаться в болезни. Лично знаю массажиста известного столичного клуба в одном из двух самых популярных видов спорта, который примерно раз в полгода, а то и чаще ложится «на чистку» в проверенную клинику.

И разобьём ещё один стереотип (опять же в союзе с Агиняном): ломка не так страшна. Страшно после нее с трезвой головой посмотреть на свою жизнь и выдержать те задачи, которые она тебе предъявляет. Опять же из личного опыта. После очередной летней Олимпиады, буквально через пару недель покончил с собой главный тренер волейбольной женской сборной Сергей Овчинников. Он руководил клубом «Динамо» (Москва)  и параллельно был тренером национальной команды. На Олимпиаде, особенно «в верхах» ждали как минимум финала, а скорее даже золота. Но казусы жребия и группового турнира свели двух фаворитов в четвертьфинале, где наши, выигрывая в решающей партии, умудрились проиграть Бразилии и остаться вообще без медалей. Публичных жестких решений, в принципе не было. Подчеркну публичных. Хотя некоторые спортивные обозреватели «проехались» жестковато. Но не только по нему, кстати. Однако, давайте откровенно, критика, разносы прессы, болельщиков и руководителей – часть работы главного тренера. Тем более национальной сборной. Входит в его «проездной билет», если хотите. Человек оставался главным тренером ведущего клуба, но в первой же международной поездке покончил с собой в отеле. Ну и понятное дело, как утверждали, он был не совсем в адекватном состоянии. Тогда автором этих строк была написана колонка в одном из изданий, где он сравнивал работу тренера сборной с работой канатоходца или электрика под высоким напряжением, где все время на грани и на срыве. В первую очередь моральном.

И тогда, в разговоре с коллегой сказал, что жалко человека, но он – слабак. Диалог напоминал каламбур:

—  Слабак он, все-таки.

— Слабак. Но жалко.

— Жалко. Но слабак.

И так по кругу.           

«Я начал выздоравливать, когда понял, что мне самому это надо. Тогда я и включился в полную силу». – говорят те же пациенты, цитируемому здесь доктору.

Вот и все. Вот истинное желание самих людей– то, с чего начинается выздоровление. Как бы банально это ни звучало, народная мудрость «Пока сам не захочет – не бросит» совершенно верна.

Второй ответ на вопрос, что им помогло, звучал так: «Меня поддержали». Поддержка необходима. Но, тут, на своем опыте, считаю, что далеко не всегда. Опять же по личным моментам, знаю, что порой поддержку путают с жалостью, которая зачастую развивает комплекс вины, начинаются метания, и чаще всего срыв. Хотя опять же, срыв – тоже слабость. Как и якобы непреодолимая зависимость. Никакое кодирование, никакая «волшебная таблетка», которую все ждут, не поможет. Если сам не захочешь. И не только в алкоголизме. Зависимость может быть только одна: от себя самого.

Источник

Добавить комментарий