Совладелец главного российского экспортного порта на Балтике – «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) Михаил Скигин собирается получить российское гражданство, сообщили «Блокноту» источники в его окружении.
Скигин, которого в раннем детстве вывезли из России родители, чтобы спасти его жизнь, имеет паспорт одной из стран ЕС.По информации «Блокнота», он планирует новые вложения в сохранение российского культурного наследия.
По словам собеседников «Блокнота» в окружении основного владельца ПНТ, Скигин планирует «привести формальные данные к реальным обстоятельствам». «Он уже 20 лет как вернулся в Россию и планирует связать с ней всё своё будущее. Паспорт гражданина Германии, который пока у Михаила основной, раньше не позволял иметь другие подданства. С первой половины нынешнего года это изменилось, и он сразу решил этим воспользоваться», – рассказал один из источников «Блокнота». Другие детали этого решения он не раскрыл. Сам Скигин был недоступен для комментариев.
Дмитрий Скигин вывез своих сыновей из России, спасая им жизнь
Михаил Скигин и его младший брат Евгений – сыновья известного петербургского бизнесмена Дмитрия Скигина, скончавшегося в 2003 году. Вместе с грозой «Петербурга 90–х» Сергеем Васильевым Скигин-старший строил бизнес «Петербургского нефтяного терминала» в Большом порту Санкт-Петербурга. До 2006 года это был единственный экспортер российских нефтепродуктов в Северо-Западном регионе, сейчас ПНТ остаётся крупнейшим на этом рынке игроком с миллионами тонн перегрузки углеводородов в год и миллиардной выручкой. Предприятие является стратегическим партнером Северной столицы и активно модернизируется. А во времена детства Михаила Скигина за ценные активы по всей стране шли самые настоящие войны, в которых не щадили ни самих их участников, ни их детей. «Отправкой нас в Европу родители спасли нам жизнь», – сказал в одном из недавних интервью Михаил Скигин.
Он вернулся в Россию в начале «нулевых» после смерти отца, чтобы принять на себя управление бизнесом. И почти сразу начал вкладываться в Санкт-Петербург. Один из первых проектов Скигина-младшего – памятник первому архитектору города Доменико Трезини на набережной Васильевского острова. ПНТ и лично Скигин выступили главными спонсорами проекта. Дальше началась систематическая поддержка реставрационных работ в Русском музее и Эрмитаже, немного позднее – в 2013-м он вместе с режиссёром Сергеем Дебижевым основал киностудию «Два капитана». Одна из последних работ студии – фильм «Святой архипелаг» 2022 года получил приз Московского международного кинофестиваля в конкурсе документального кино. Последний подобный проект Скигина – работа над реставрацией дома художника Карла Брюллова в Санкт-Петербурге.
Сотрудничество Скигина с киностудией в России продолжается больше десяти лет
Год назад, в беседе с «Комсомольской правдой», бизнесмен говорил, что делает эти вложения не для того, чтобы понравиться властям города, а «потому что это личное». «Дедушка у меня блокадник, бабушка почти всю жизнь прожила на Чайковского, преподавала моду в Мухинском училище и до сих пор живет в Питере. Прабабушка во время блокады работала медсестрой в нынешней гостинице «Европейская», а отец захоронен на Волковском кладбище. Тут мои корни и мое место силы. Никакая политика или бюрократия этого изменить не могут», – говорил он. А разницу в жизни с Европой объяснял тем, что там, россиянин даже получив паспорт, не станет своим и будет сталкиваться с дискриминацией.
Впрочем, в последние недели помимо личных мотивов получить российское гражданство, у Михаила Скигина мог появиться и деловой мотив решить этот вопрос быстрее. Дело в продолжающемся уже почти два года корпоративном конфликте с другой совладелицей ПНТ Еленой Васильевой, супругой того самого Сергея Васильева. То как она получила актив и все скандалы, сопровождающие это разбирательство, “Блокнот” описывал не раз. Но в последних заявлениях сторона Васильевой прямо и публично начала напирать на тот факт, что Скигин гражданин “недружественного” государства. Как, мол, такому давать управлять столь важным портом. Неплохой повод совместить давние личные планы с тем, чтобы выбить едва ли не последний аргумент из рук не самой чистоплотной соперницы. Если звезды так складываются, то почему бы это не использовать?