Топ 5
Adobe Photoshop CC русская версия
ABBYY FineReader 12 PRO
Adobe Photoshop Lightroom CC Русская версия
Adobe Acrobat Professional DC
ProShow Producer 8

Настройка баланса белого

Настройка баланса белого


Баланс белого
Одна из многих особенностей цифровых фотоаппаратов — это необходимость настройки баланса белого. Все это требуется, чтобы красные носы на свадьбе получились красными, а не синими, а на даче вашего соседа росли белоснежные и невинные розы, а не желтоватые, похожие на тюльпаны или сорняки. И дабы солдаты носили привычную зеленую форму, а не салатовую или фисташковую.

Как именно корректно выставлять баланс белого многие, даже начинающие фотографы прекрасно знают — про подобные настройки рассказывается в паспорте любого магазинного фотоаппарата. В фотокамерах зачастую присутствует абсолютно автоматический режим «auto», дополнительные предустановленные режимы, например, fine, Tungsteen, cloudy, speedlight и fluorescent. Также может быть режим ручной настройки баланса белого — preset. Номенклатура или наименования могут иметь отличия, однако смысл остается тем же.

Разработчики цифровых фотоустройств заявляют, что все предустановленные режимы (особенно авто режим) немножко врут или не дают корректной цветопередачи. Однако данная информация в паспорте или в рекламе не упоминается. Все это объясняется тем, что предустановленный режим чаще настроен на конкретную цветовую температуру. Но реальная же цвето температура часто отличается от заданной. Из-за этого ряд камер предусматривает для таких режимов еще и дополнительные градации.

Например, начиная с -3 (теплые тона) до +3 (холодные) во время съемки при облачной погоде. Однако даже их присутствие не может облегчить качественную фотосъемку. Большинство фотографов применяют ручной режим настройки баланса белого (по альбомному белому листу или другой белой поверхности).

Если верить физике, то объясняется это так: белая поверхность хорошо отражает падающий на нее свет, который является родственным белому телу. Но так как остальные вещи на этом пространстве освещаются этим источником, то любое отклонение от белого (5500 К) вычитается или прибавляется по полю фотографии равномерно. А цвета получаются таким образом, что они выглядят так же, как и при дневном свете (но не так как на самом деле).
Эти подробности знает каждый, но нужно сказать, что искусственная стрижка всех типов освещения порою сказывается негативно. Например, представьте следующую ситуацию. Во время праздничного ужина в ресторане пространство заполняется светом от ламп желтого цвета накаливания. При использовании режима Tungsteen получается следующий снимок: мужчина и женщина со странными выражениями лица и непонятным видом сидят в общепите, надев на себя вечерние костюмы, при этом наблюдая за догоранием желтого пламени какой-то необычно голубой свечи.

Если фотограф настраивает вручную баланс белого, то рекомендуется применять белый лист обыкновенной бумаги. Более пытливых фотографов-авантюристов интересует следующий вопрос: что произойдет, если настроить вручную баланс белого по красному, зеленому или же синему листу цветной бумаги? Скажем честно, результаты получились весьма впечатляющими, но сейчас лучше немного повторить теорию.

Немного о теории цвета
Если кто работал в фотошопе тот знает, что цвет передается в формате RGB (обычно это формат применяют в веб программировании и дизайне) — Red-Green-Blue (через пропорциональное смешивание красного, синего и зеленого цвета). Например, пурпурный получится если смешать красный и синий, это называется адаптивным цветообразованием; желтый — красный + зеленый…Оттенки же получатся если немного изменить яркость цвета. Таким образом, коричневый — оттенок желтого. А если же смешать все три цвета воедино и в ровной пропорции, получится белый.

Этим пользуются некоторые фотографы.
Когда на штативе неподвижно установлена камера и делаются три обычных экспозиции (например, весеннего парка) с разными фильтрами, тогда получается снимок с нормальной тонопередачей. Однако на нем видны много разноцветных бликов. Такой эксперимент можно провести на любой камере с режимом мультиэкспозиции, если перед съемкой не забывать настраивать выдержку на 1/3 от номинала (замеренные через 3 фильтра и сложенные вместе). И эти 3 фильтра дают нейтрально-серый цвет, когда складываются вместе.

Но точно так можно получить и остальные цвета, путем вычитания из белого различных цветов. Этот прием называется субтрактивным цветообразованием. При вычитании зеленого получается пурпурный, красного – голубой, из белого отнять синий, получится желтый. Если же смешать пурпурный, желтый и голубой цвета в одинаковых пропорциях, то получится черный. Данная схема именуется CMYK — Cyan-Magenta-Yellow. Символ «К» означает, что присутствует еще один цвет — черный. Он применяется зачастую при печати.

Сейчас можно более подробно разобрать немаловажный термин «цветовой круг», который весьма популярен среди художников и дизайнеров. Он строится таким образом, что все цвета, которые располагаются против друга — это не что иное, как дополнительные цвета.

В итоге пурпурный — это дополняющий к зеленому, а зеленый к пурпурному; синий дополняет желтый, а голубой — красный. И для цифровой, и для пленочной фотосъемки это является очень важным моментом, о котором мы поговорим позднее. По рядом стоящим цветам несложно определить, что за цвет выйдет в результате их слияния. К примеру, голубой и красный вместе дадут фиолетовый, а красный и желтый — оранжевый. Данные особенности цветового круга весьма полезны при настройке баланса белого для собственной цифровой фотокамеры.

Тут можно видеть такой же цветовой круг, однако прямоугольной формы, а также разделенный по дополнительным цветам: правые цвета дополняют левые и наоборот.

Знание дополнительных цветов крайне полезно для фотографов. Ориентируясь на практические навыки пленочной фотосъемки, становится ясно: при освещении желтыми лампами накаливания, необходимо применять фильтр синего цвета, дабы получилась видимость нейтрального белого освещения. Данные цвета взаимодополняют друг друга. Синий фильтр способен задержать белый цвет. При пасмурной или снежной погоде лучше всего применять желтые фильтры. Так как они дополняют синий, а также задерживают синие тона. Все эти дополнительные цвета нейтрализуют воздействие друг друга.

Фильтры без светофильтров?
Это возможно

Если баланс белого настроить вручную, что тогда произойдет? Если навести объектив камеры на белый лист в пространстве, освещенным желтым светом (лампами желтого накаливания или вечерним солнцем), фотограф воспринимает лист как белый (так как на нем нет какого-либо изображения). Это пример субъективности цветового восприятия цветов человеческим видением: цвет мы увидеть не можем, но знаем, какой он. Листья всегда будут зелеными, а земля черной, в независимости от освещения. Более того, человеческий мозг способен привыкать к переменам в цвете освещения. Например, когда вы выходите из комнаты, освещенной желтым светом, то снег на улице будет неестественно синего оттенка.

Для камеры такая адаптация не присуща. Она всегда будет видеть или желтый цвет, или красный, или белый. Блок матрицы CCD, при замере уровня желтого тона, будет определять, что именно надо поправить в цветовой температуре, дабы лист принял белый цвет. Но здесь выходит следующее: дабы нейтрализовать желтый, нужно корректировать синий канал. При этом камера будет самостоятельно подбирать определенный светофильтр (который будет реализоваться программными средствами). Любому фотографу-аматору становится ясно, что если синий (#0000FF) сложить с желтым (#FFFF00), то получится нужный нам белый (#FFFFFF). Если мы складываем зеленый и пурпурный, то в форматном выражении это выглядит:#00FF00 + #FF00FF = #FFFFFF.

Настройка баланса белого


Если же баланс белого установить по листу любого цвета, то можно получить практически любой желаемый эффект. Другими словами, комплект стандартной цветной бумаги способен заменить набор дорогостоящих светофильтров. Если нужно установить любой фильтр, можно всего-навсего настроить баланс белого по дополняющей цветовой окраске.

Практически каждый канцелярский магазин имеет в ассортименте комплект цветовой бумаги. Однако подойдут для этого только матовые листы. Глянцевые блестят на солнце. Также нужны достаточно большие листы, так ка маленькие нужно клеить на картон сразу несколько штук. Формата 7х7 хватит.

Также более предпочтительны пастельные тона, нежели насыщенные. Еще понадобится дополнительный образец — нейтрально-серый (18%). Оттенок напоминает весьма светлый серый (облака или бетонный забор). Яркость примерно такая, как на тыльной стороне собственной ладони.
Данные образцы понадобятся при определении по отраженному цвету нормальной точечной экспозиции. Дабы помнить, какие цвета дополняют друг друга, следует склеить бумагу с доп. цветами таким образом, чтобы на разных сторонах были разные цвета — например, синий и желтый, или голубой и красный. Такой набор может вполне заменить платные цветные фильтры.

Применять во время фотосъемки их довольно просто. В этом может разобраться практически каждый начинающий фотограф (и абсолютно бесплатно). Например, вам потребовалось розоватое небо, вместо синего, дабы создать эффект вечернего романтического неба (то есть нужно подмешать пурпурного). Пурпурный будет дополняться зеленым. Далее берем пастельно-зеленую бумагу, ищем тень и настраиваем баланс белого по данной бумажке. В итоге небо получается розоватым. Не забывайте, что другие цвета также приобретут розоватый оттенок.

Даже при неимении такой цветной бумаги, можно просто навести объектив на траву. Однако в этом случае трава слегка обесцветится. Если данный эксперимент проводить во время заката, нужно учитывать, что бумага будет иметь желтоватый оттенок (заходящее солнце). Попробуйте поэкспериментировать с этим, результат гарантированно вас удивит.

Применять цветную бумагу для настройки баланса белого весьма легко и, что очень важно, предсказуемо. Однако если нужно, то вполне возможно использовать также и подручные средства. Чтобы сделать небо еще более голубым, можно даже применить футболку или свитер красного цвета. Можно использовать любую цветную и даже не цветную поверхность.

Если во время заката установить баланс белого с помощью синего неба, при направлении объектива на траву в снимок в любом случае попадут несколько старых сухих травинок. Итог будет интересным. Еще можно установить баланс белого по голубому снегу. Тогда можно заметить теплые тона, а снег получится максимально естественным — белоснежным. На пустынных просторах с желтыми песками и синим небом можно экспериментировать без каких-либо ограничений. В такой местности можно дать волю своему воображению и пробовать, наверно, бесконечно.

Обратите внимание на левый кадр. В этом случае баланс белого выставлялся вручную таким образом, чтобы немного «притеплить» песок и подчеркнуть его теплый цвет. Песок, можно сказать, принял бронзовый цветовой окрас, что является менее реалистичным, но все же крайне впечатляющим. Главным даже является не небо, а теплый песок и жаркий пустынный климат. Фото справа снималось с немного прохладным балансом белого, дабы сконцентрировать внимание зрителя на небо, куда направлены мертвые деревья. А о пустынном климате речи уже нет.

Можно убедиться самому, как хорошо можно справиться с подобными проблемами, используя разные конфигурации баланса белого. Данные кадры были сделаны с помощью фотоаппарата Leica Digilux 1, в стандартном режиме насыщенной цветности и увеличенного контраста.

Использовать цветокоррекцию следует крайне аккуратно (буквально по капле). Можно наблюдать только три случая, когда смена тональности кадра не портит его сильно:
1. Если у нас есть один главный цвет и еще плюс черный, дополнительный (например, закат);
2. Когда снимок включает 2 цвета, исключая белый (также как и в примере с дюнами). Хорошо, если эти цвета будут дополнять друг друга;
3. Во время съемки пейзажа, когда освещения отличается от обычного дневного (снежно, пасмурно, восход).
Стоит также учесть, что подобные работы можно проделать через инструментарий Adobe Photoshop. Просто в пакете под названием Adobe Photoshop Elements нужно выполнить следующую последовательность Enhance > Color > Color Cast и все.

Применение общепринятых светофильтров
Понятно, что для цифровой камеры не потребуется ни один одноцветный фильтр. Если вы сможете найти много цветной бумаги, значит, вы найдете много цветных фильтров (бесплатных). И это является одним из основных преимуществ цифровых аппаратов перед пленочными. Большинство производителей фототехники говорят, что различие при использовании повышающего фильтра (80 серии) в обстановке баланса белого и настроенного на дневной свет не применяя фильтр и фильтр с балансом белого с желтым светом, будет только в оттенках. Когда же в пространстве нужно получить определенный тон света, то необходимо настраивать баланс белого вручную (по белой бумаге). Ну а цветной фильтр нужно одеть не на объектив камеры, а на вспышку.

Еще одним преимуществом настройки баланса вручную является возможность полного устранения побочной тональности в нецветных фильтрах. То есть фильтры, которые способны сменить определенные цвета, и при этом, не изменяя общую тональность снимка. Это могут быть фильтры поляризаторы L-PL, C-PL и поляризаторы отдельных цветов Redhancer, Intensifier, Bluehancer, Greenhancer, PolaBlue, PolaRed, PolaYellow. Также есть поляризаторы двух цветов Pink/Red, Varicolor, Blue/Yellow, Green/Lime, Red/Green. Также в данный список можно включить нейтральный фильтр ND, ослабляющий освещение, и не изменяющий цветов. На практике использование данных фильтров дает весьма интересные результаты, которые оценят многие фотографы. Однако данные фильтры зачастую имеют дополнительный остаточный оттенок, негативно влияющий на снимок и портящий фотографию в целом…

Говоря о поляризационных фильтрах, нельзя не вспомнить еще одно преимущество не зеркальных любительских фотоаппаратов. На такие фотоаппараты можно применять практически любой (даже линейный) поляризатор; когда в камере отсутствует зеркало, то линейный поляризатор не будет вводить автофокус в заблуждение. Однако стоит помнить, что данные преимущества касаются цифровых и пленочных фотоаппаратов одного ценового сегмента.
Во время съемки с применением поляризационных светофильтров можно не вводить на них экспозиционные поправки. Так как экспонометрия будет производиться сквозь объектив аппарата, а камера будет учитывать все поправки автоматически. Это крайне удобно при съемке пустынного и другого пейзажа. Еще можно добавить, что цифровые фотоаппараты может полностью реализовать ваши идеи с помощью стандартный фильтров. Однако они еще могут и предоставить дополнительные, можно сказать даже уникальные возможности. Поэтому фотографируйте с их помощью, чтобы ваше творчество обрело новые краски.


Похожее:
  • photoscape rus скачать бесплатно

    Photoscape

    Photoscape - Программное обеспечение позволяющее редактировать графику, конвертировать RAW-файлы, проглядывать изображения и в пакетном режиме обрабатывать файлы –...
  • ProShow Producer 8 скачать бесплатно русская версия

    ProShow Producer 8

    ProShow Producer 8 – вариация перспективной программы разработанной для произведения презентационных слайдов на профессионально уровне. Данное программное обеспечение содержит множество функциональных...
  • Photoinstrument скачать бесплатно

    Photoinstrument

    Photoinstrument - Редактором для обрабатывания цифровых фотоснимков, а именно портретных изображений является программа Photoinstrument. Назначение – придание портретному фото наивысшего...
  • фотошоу pro 8 скачать бесплатно полная версия на русском

    Программа ФотоШОУ PRO

    ФотоШОУ представляет собой удобное программное обеспечение, с помощью которого можно создавать музыкальные слайд-шоу с красивыми эффектными...
  • gimp скачать бесплатно

    GIMP

    GIMP – одна из самых популярных и распространенных программ для создания и редактирования графических изображений (фотографий и рисунков). Эта утилита является бесплатной и свободной, каждый желающий может в любой момент воспользоваться...
Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
два плюс два
Ответ:*
Введите код: *
 
Новинки

«Похудение» в Фотошоп: как уменьшить талию в графическом редакторе?

Этот урок о том, как уменьшить объем талии в Photoshop, а также изменить другие части тела,...

Adobe Revel – фото хранилище

Статья о решении Adobe Revel, которое представляет собой удобное веб-хранилище для личных...

Отбелить белки в фотошопе и убираем красные глаза

Статья-инструкция расскажет о том, как убрать красноту глаз в Photoshop (эффект от вспышки и...

Простой редактор Batch It! 6.12

Описание простой, но весьма удобной программы. Очень полезно сжимать ей фотографии, чтобы при...

Нужен принтер – сублимационный или струйный?

Небольшая информационная статья про выбор домашнего принтера для печати фотографий. Акцент сделан...
Новинки

Adobe Illustrator CC Русская версия

Адобе как всегда на высоте, новая версия Adobe Illustrator очень удобная, обработка графики стала уд...

CorelDRAW Graphics Suite X8 русская версия

Это очень удобные редактор для компьютера, корелдрав несомненно является самым функциональным обрабо...

Adobe Photoshop CC русская версия

Ну что тут можно еще сказать, фотошоп как всегда рулит, я первый раз открыл программу, подумал и как...

Adobe Photoshop Lightroom CC Русская версия

Использую лайтрум уже несколько лет, за это время перепробовала параллельно еще несколько фоторедакт...

ABBYY FineReader 12 PRO

Постоянно использую файнридер как дома, так и на работе, часто приходится много чего сканировать, а ...